Когда ребенку ставят диагноз «синдром дефицита внимания/гиперактивности» (СДВГ), у родителей часто возникает вопрос о том, какое лечение подходит именно их ребенку. СДВГ можно контролировать с помощью правильного лечения. Существует множество вариантов лечения, и то, какой из них окажется наиболее эффективным, зависит от конкретного ребенка и его семьи. Чтобы найти оптимальный вариант, родителям рекомендуется тесно сотрудничать с другими участниками жизни ребенка — медицинскими работниками, терапевтами, учителями, тренерами и другими членами семьи.
Рекомендации по лечению СДВГ
Для детей с СДВГ в возрасте до 6 лет эксперты рекомендуют в качестве первой линии лечения использовать обучение родителей управлению поведением, прежде чем приступать к медикаментозному лечению. Для детей 6 лет и старше рекомендации включают медикаментозное лечение и поведенческую терапию — родительский тренинг по управлению поведением для детей до 12 лет и другие виды поведенческой терапии и тренинга для подростков. Школа также может быть частью лечения. Рекомендации специалистов также включают добавление поведенческого вмешательства в классе и поддержку в школе.
Поведенческая терапия, включая тренинги для родителей
СДВГ влияет не только на способность ребенка уделять внимание или спокойно сидеть в школе, но и на взаимоотношения с семьей и другими детьми. Дети с СДВГ часто демонстрируют поведение, которое может быть очень деструктивным для окружающих. Поведенческая терапия — это метод лечения, который может помочь снизить уровень такого поведения; часто бывает полезно начать поведенческую терапию сразу же после постановки диагноза.
Целями поведенческой терапии являются обучение или укрепление позитивных форм поведения и устранение нежелательных или проблемных форм поведения. Поведенческая терапия при СДВГ включает:
- Обучение родителей навыкам управления поведением;
- Поведенческую терапию с детьми;
- Поведенческие вмешательства в классе.
Эти подходы могут использоваться и совместно. Для детей, посещающих программы для детей младшего возраста, обычно наиболее эффективно, если родители и педагоги работают вместе, чтобы помочь ребенку.
Дети младше 6 лет
Для детей младшего возраста с СДВГ поведенческая терапия является важным первым шагом, прежде чем прибегать к медикаментозному лечению:
- Родительский тренинг по управлению поведением дает родителям навыки и стратегии помощи своему ребенку.
- Доказано, что родительский тренинг по управлению поведением у детей младшего возраста работает так же эффективно, как и медикаментозное лечение СДВГ.
- У маленьких детей побочные эффекты от лекарств от СДВГ проявляются чаще, чем у детей старшего возраста.
- Долгосрочное воздействие лекарств от СДВГ на детей младшего возраста изучено недостаточно.
Дети школьного возраста и подростки
Для детей в возрасте от 6 лет и старше специалисты рекомендуют сочетать медикаментозное лечение с поведенческой терапией. Эффективными являются несколько видов поведенческой терапии, в том числе:
- Обучение родителей навыкам управления поведением;
- Поведенческие вмешательства в классе;
- Вмешательство со стороны сверстников, направленное на коррекцию поведения; и
- обучение организационным навыкам.
- Эти подходы часто оказываются наиболее эффективными, если их использовать вместе, в зависимости от потребностей конкретного ребенка и семьи.
Медикаменты
Лекарства могут помочь детям справиться с симптомами СДВГ в повседневной жизни и контролировать поведение, вызывающее трудности в общении с семьей, друзьями и в школе.
Несколько различных типов лекарств одобрены FDA для лечения СДВГ у детей в возрасте от 6 лет:
- Наиболее известными и широко применяемыми препаратами для лечения СДВГ являются стимуляторы. При приеме этих быстродействующих препаратов у 70-80% детей с СДВГ уменьшаются симптомы СДВГ.
- В 2003 г. для лечения СДВГ были одобрены нестимулирующие препараты. Они действуют не так быстро, как стимуляторы, но их эффект может длиться до 24 часов.
- Лекарства могут действовать на детей по-разному и могут иметь побочные эффекты, такие как снижение аппетита или проблемы со сном. Один ребенок может хорошо реагировать на одно лекарство, но не реагировать на другое.
Медицинским работникам, назначающим лекарства, может потребоваться попробовать разные препараты и дозы. AAP рекомендует медицинским работникам наблюдать и корректировать дозу лекарств, чтобы найти оптимальный баланс между пользой и побочными эффектами. Родителям важно сотрудничать с медицинскими работниками, чтобы подобрать наиболее подходящее для их ребенка лекарство.
Советы родителям
Ниже приводятся советы, которые могут помочь в решении проблемы поведения вашего ребенка:
- Создайте распорядок дня. Старайтесь придерживаться одного и того же расписания каждый день, начиная с пробуждения и заканчивая отходом ко сну.
- Наведите порядок. Поощряйте ребенка класть школьную сумку, одежду и игрушки в одно и то же место каждый день, чтобы у него было меньше шансов их потерять.
- Устраняйте отвлекающие факторы. Выключите телевизор, ограничьте шум и обеспечьте чистое рабочее место, когда ребенок делает домашнее задание. Некоторые дети с СДВГ хорошо учатся, если они двигаются или слушают фоновую музыку. Понаблюдайте за своим ребенком и определите, что ему подходит.
- Ограничьте выбор. Чтобы помочь ребенку не чувствовать себя перегруженным или перевозбужденным, предлагайте ему выбор, состоящий всего из нескольких вариантов. Например, предложите ему выбрать между этой или другой одеждой, этим или другим блюдом, этой или другой игрушкой.
- В разговоре с ребенком будьте ясны и конкретны. Дайте ребенку понять, что вы его слушаете, описав то, что вы услышали от него. Дайте ребенку четкие и краткие указания, когда ему нужно что-то сделать.
- Помогайте ребенку планировать. Разбивайте сложные задачи на более простые и короткие этапы. При выполнении длительных задач можно начинать работу заранее и делать перерывы, что поможет снизить уровень стресса.
- Используйте цели и похвалу или другие поощрения. Используйте таблицу для перечисления целей и отслеживания положительного поведения, а затем дайте ребенку понять, что он добился успеха, сказав ему об этом или поощрив его усилия другим способом. Убедитесь, что цели реалистичны - маленькие шаги очень важны!
- Эффективно применять дисциплину. Вместо того чтобы ругать, кричать или шлепать, используйте эффективные указания, тайм-аут или лишение привилегий в качестве последствий неподобающего поведения.
- Создавайте позитивные возможности. Дети с СДВГ могут находить определенные ситуации стрессовыми. Выяснение и поощрение того, что ваш ребенок делает хорошо — будь то школа, спорт, искусство, музыка или игра — может помочь создать положительный опыт.
- Обеспечьте здоровый образ жизни. Питательная пища, большая физическая активность и достаточный сон очень важны; они помогут не допустить усиления симптомов СДВГ.